Если вы обнаружили нанесенный вашему автомобилю ущерб неизвестным третьим лицом, то сразу же нужно сообщить в страховое агентство - случай попадет под соответствующий тип автомобильных увечий. Большинство СК устанавливают денежный порог, при ущербе меньше которого получение справок из ГИБДД или УВД - необязательно. У одних это $500, у других одна любая деталь, но, чаще всего, речь идет о стеклянных элементах автомобиля (зеркалах, фарах, окнах). Если этот порог превышен, то вместе с сотрудником правоохранительных органов к вам приедет представитель СК, оформит происшествие и возьмёт на себя дальнейшую волокиту с документами. У некоторых страховых компаний выезд на место происшествия не обязателен и страховой комиссар приедет сразу в отделение ГИБДД или УВД, в зависимости от обстоятельств. Хочется особо оговорить одну ситуацию, которая может возникнуть в недобросовестных СК. Часто при регистрации происшествия сотрудник УВД предлагает написать заявление, где ущерб определяется вами как незначительный, чтобы на его основании закрыть дело за «незначительностью» ущерба для пострадавшего. Страховая компания в таком случае может просто отказаться платить. Вам придется подавать заявление в прокуратуру на повторное возбуждение дела. Поэтому до заключения договора обязательно оговорите все страховые случаи, ваши действия при них и различные исключения, после чего проверьте, как эта информация отражена письменно.
Если вы стали участником ДТП, то порядок действий примерно такой же. Вне зависимости от условий договора и СК, необходимо сообщить о случившемся своим страховщикам. Одни в таком случае направят своего страхового комиссара на место ДТП, другие окажут первоначальную юридическую помощь по телефону и будут ждать от вас документы с места ДТП. На месте аварии от сотрудников ГИБДД необходимо получить на руки копию протокола об административном нарушении (если есть другие участники ДТП) и справку № 12. Представитель большинства страховых компаний приедет вместе с вами в назначенный день и назначенное место для участия в группе разбора. В зависимости от сложности ДТП вы можете либо сразу получить справку № 31, где инспектор официально заверяет, по чьей вине оно произошло, либо написать доверенность на дальнейшее представление ваших интересов сотрудником СК (возможно, за отдельную плату).
Подробнее о действиях на месте ДТП читайте в соответствующем материале.
Для подачи заявления о выплате в свою страховую компанию необходимо иметь при себе:
- паспорт подающего заявку
- оригинал страхового полиса
- генеральную доверенность или нотариально заверенную доверенность на получение страховки (если вы не собственник ТС)
- паспорт ТС (либо копия - по договоренности с СК)
- комплект ключей
- свидетельство о регистрации ТС
- талон технического осмотра транспортного средства
- водительское удостоверение лица, управлявшего автомобилем в момент ДТП
- доверенность на право управления ТС лица, управлявшего автомобилем в момент ДТП
- если страховой случай относится к категории «Пожар», необходима справка из отделения пожарной охраны (нужно вызывать пожарных на место происшествия, даже если пожар потушен собственными силами)
- справка № 31
Необходимость предоставления 31-ой формы напрямую зависит от размера ущерба и вашей страховой компании. Часто для замены зеркала или поворотника справка не требуется - достаточно составленного агентом описания. Но при относительно крупном ДТП ее все-таки нужно взять.
После проведения экспертизы клиент вправе выбрать между денежным эквивалентом и бесплатным ремонтом. В зависимости от выбранного страхового тарифа калькуляция составляется исходя из стоимости дилерского ремонта или его среднерыночной стоимости. Самое приятное, что калькуляция производится без учёта износа, исходя из цен на новые запчасти. В течение 15 рабочих дней с момента получения всех необходимых документов СК должна составить «Акт о страховом случае». В соответствии с Правилами, выплата страхового возмещения или официальный отказ производится в течение 3-х рабочих дней после принятия соответствующего решения.
Отказать в выплате возмещения компания может, если обнаружит, что страховой случай произошел вследствие:
- Умышленных действий (или попытки их совершения), предпринятых самим клиентом с целью наступления страхового случая и получения выгоды;
- Управления застрахованным ТС лицами, находящимися в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
- Эксплуатации технически неисправного транспортного средства (отсутствует или просрочен талон ТО);
- Отсутствие полного комплекта ключей и документов на ТС;
- Управления застрахованным ТС лицами, не имеющими водительского удостоверения соответствующей категории, или лицами, не указанными в заявлении/договоре страхования;
- Использования застрахованного ТС в целях обучения вождению или для участия в различных соревнованиях;
- Воздействия ядерного взрыва, радиации и радиоактивного излучения; всякого рода военных и террористических действий и их последствий а также народных волнений и забастовок (в том числе - «пожар»);
- Конфискации, реквизиции, ареста, уничтожения или повреждения ТС по распоряжению властей, а также действий, подпадающих под уголовную ответственность.
Если произошедшее событие не попадает в этот список, а СК не хочет признавать его страховым случаем и отказывает в выплате, нужно взять у неё письменное уведомление об отказе с указанием причин. Этот документ является обязательным условием для рассмотрения дела в судебном порядке.
Или же возьмем другую историю. СК отказывает в выплате, потому что ДТП произошло вследствие нарушения вами ПДД - это не правомерно. Если в договоре не было такого пункта, то для отказа выплачивать страховку просто нарушения ПДД с вашей стороны не достаточно. СК обязана предоставить доказательства умысла, направленного именно на получение страховой выплаты.