Трасса в Спа традиционно является одной из самых зрелищных в сезоне. Резкие перепады высот со знаменитым слепым поворотом «Красная вода», своенравная погода - визитные карточки старого доброго автодрома. Предугадать дождевой душ над всем дорожным полотном настолько трудно, что некоторые инженеры не делают прогнозов более чем на пять минут. При этом дождь в одной части трассы может лить как из ведра, а другую легко обойти стороной. Однако в этот раз настрой у пилотов был только на дождевую гонку, потому что даже за время трёх сессий практики, посуху им удалось поездить не более получаса.
К сожалению, уже в самом начале пасмурной квалификации россиянин Виталий Петров обидно «поскользнулся» на поребрике и аккуратно отправил свой болид в отбойник. Мотор заглох, и вернуться в боксы на замену переднего антикрыла не позволил. В результате ещё перед баталиями за первую стартовую строку, болельщики уже знали, что Петрову предстоит обидный старт с последнего ряда. И даже массовые наказания за нарушения (Шумахера за опасный манёвр в отношении Баррикелло на предыдущем гран-при, Де Ла Розы за установку 9-го мотора, Росберга за смену коробки передач, и Глока с Буэми за создание помех во время быстрых кругов) переместили Виталика лишь на одну позицию вверх.
Между тем, поул по традиции взял пилот Red Bull'а, на сей раз - Марк Уэббер. Быстрые McLaren'ы смогли делегировать Хэмильтона лишь на вторую позицию, а пилоты Ferrari, выигравшие две практики, квалифицировались шестым и десятым, причём Фелипе был быстрее Фернандо Алонсо. Маленький подвиг совершил Роберт Кубица, в условиях подсыхающей трассы классифицировавшийся третьим. Но главными героями, безусловно, стали занявший восьмую позицию Адриан Сутиль на Force India и Хейкки Ковалайнен на скромном Lotus'e, в результате отличного выступления и всех наказаний переместившийся на 13 позицию!
К старту гонки пилотов вооружили разнообразнейшими предсказаниями по поводу дождя. Марк Уэббер, видимо, даже запутался в них и проспал старт, пропустив вперёд сразу целую группу пилотов во главе с Хэмильтоном. В результате австралиец очутился разом на седьмом месте вслед за Сутилем, хотя и смог быстренько отыграть две позиции вверх, пройдя ещё и Массу. Не лучшим образом среагировал и Рубенс Баррикелло, праздновавший свой трёхсотый старт. Зато наш Виталик к концу круга шёл уже одиннадцатым между двух Mercedes'ов.
Но не успели гонщики «устаканить» свои позиции, как свою лепту решила внести погода, испугавшая пилотов хоть и лёгким, но коварным дождём. Трасса стала опаснее всего в конце затяжных скоростных «прямиков». И в конце первого круга перед последней связкой поворотов пилоты начали ошибаться с торможениями. Здесь многое решилось для Алонсо, в которого на всех парах прилетел Рубенс Баррикелло. Williams бразильца сломал о
Ferrari носовой обтекатель и часть подвески и выбыл из борьбы, однако Алонсо всё равно смог продолжить гонку. Правда, для этого ему пришлось сменить носовой обтекатель и пропустить вперёд весь пелетон.
Но далеко болиды соперников уехать всё равно не успели. Единственное, Баттон воспользовался ошибкой Кубицы в «Красной Воде» и вырвался на вторую позицию. Спустя ещё полкруга, из-за обломков и усилившегося на одном из участков дождя, на трассу выпустили сэйфети-кар. У пилотов появилась возможность быстро сменить шины или же рискнуть остаться на сликах и дождаться прекращения осадков. Благо по прогнозам они были кратковременными, да и часть трассы позволяла оставаться на шинах без канавок. А вот Алонсо сразу поставили промежуточные шины. Однако ход, который мог бы обернуться безусловным выигрышем, не сработал, потому как на сей раз синоптики с прогнозом угадали. И Фернандо пришлось проводить обратную смену резины.
Спустя ещё пятнадцать кругов погони за лидирующим Хэмильтоном, наседавший на идущего вторым Баттона Себастьян Феттель не удержал свой болид после слип-стрима и протаранил носом левый бок и радиатор англичанина. На сей раз виновник аварии смог продолжить гонку, сменив лишь переднее антикрыло, а вот жертве - Дженсону - пришлось сойти. Но безнаказанным манёвр не остался. Феттелю почти сразу же выписали штрафной проезд по пит-лэйну. До и после его исполнения он успел изрядно побороться с неуступчивым Льюцци. И если в первый раз «унёс ноги» в боксы целыми, то после штрафа, когда Себ вновь догнал Витантонио, борьба была ещё более острой. Не только в переносном, но и в прямом смысле слова: Феттель получил прокол заднего левого колеса о передний спойлер Льюцци прямо перед въездом в боксы. Но когда понял, что дела плохи, уже было поздно заруливать на пит-лэйн. Думается, «круг почёта» с пробитым колесом после «пит-лэйна позора» должны были окончательно добить Себа. К тому же после всего этого он проигрывал лидерам больше круга.
И тут погода решила вновь поиграть с пилотами. Ни о каком кратковременном баловстве речи не шло. Дождь зарядил довольно сильный. Пилоты рванули в боксы. Уже на пит-лэйне Кубица едва не промахнулся мимо своих механиков, вызвав их замешательство, что стоило поляку серебряной ступеньки подиума. Марка Уэббера переобули на раз-два, и австралиец легко вышел на второе место. Как жаль, что оба Mercedes'a пересидели Петрова, уже обогнавшего их однажды, но вновь откатившегося назад после пит-стопа. Теперь им всем предстояла одна смена резины. Важно было решить какой комплект ставить - промежуточный или сильно дождевой. Первый давал большую скорость, второй больше уверенности. Большинство пилотов поставили первый, Intermediate. В случае с Алонсо, вроде бы чудом ушедшим от судьбы в начале гонки, выбор не оправдался. На промежуточном комплекте испанец зацепил поребрик, развернул свой болид, влетел в отбойник и сломал передние антикрыло и подвеску. Для безопасной эвакуации Ferrari на трассу второй раз выпустили машину безопасности.
Safety-car вновь минимизировал добытые отрывы, однако после рестарта воспользоваться ситуацией смог лишь Нико Росберг, обошедший Камуи Кобаяши и своего партнёра по команде Михаэля Шумахера. Первая пятёрка финишировала, как и скомпоновалась ранее: Хэмильтон, Уэббер, Кубица, Масса и Сутиль. Льюис Хэмильтон провёл уверенную гонку, ошибся лишь один раз, вылетев и чудом увернувшись от отбойника, и по праву заслужил победу. Точно так же заслужил высокое пятое место и Адриан Сутиль! Force India показала всем свою силу в Спа ещё в прошлом году, когда Джанкарло Физикелла уступил лишь реактивному Райкконену с KERS. Но и в этом году пилоты «Индийской силы» не тушевались, показывая отличный боевой настрой болидов.
Отметим и отличный результат Виталия Петрова. С 23 стартового места он смог прорваться на 9 и заработать такие важные очки! Не забываем и недавнее высказывание Эрика Буйе, насчёт следующего сезона: «Если Петров будет регулярно набирать очки, то место боевого пилота на следующий сезон ему гарантировано, причём мы не возьмём с него ни цента...». Что ж, свою часть уговора россиянин пока выполняет.
текст: Михаил Кульдяев
31/08/2010