Система ночного виденья стала неотъемлемым атрибутом автомобилей премиум-класса. Не исключено, что в скором времени она появится во всех машинах, ведь в тёмное время суток она значительно упрощает вождение. Устройства, позволяющие «видеть» дорогу через специальный монитор, созданы по различным схемам. В каждой из них есть свои достоинства и недостатки.
Немецкий автомобильный клуб ADAC протестировал две последние разработки систем ночного видения: Night Vision, которой оснащается BMW 750i, (производство Autoliv) и Nachtsichtassistent из Mercedes-Benz S-класса (производство Bosch).
Устройство Night Vision представляет собой тепловой приёмник-передатчик (биовизор). Он фиксирует и запоминает объекты, излучающие тепло, после чего изображение выводится в виде теплограмм на специальный дисплей, встроенный в центральную консоль. Чем сильнее объект выделяет тепло, тем больше яркость изображения на мониторе. Остальная часть обозреваемых окрестностей передается чёрным фоном. Радиус действия составляет 300 метров, что намного превышает возможности человеческого глаза в ночное время суток.
Система Nachtsichtassistent, встроенная в Mercedes, представляет собой чёрно-белую камеру, фотографирующую участок дороги. Две инфракрасные лампы, встроенные в передние фары автомобиля, освещают пространство перед автомобилем, их лучи не заметны для человека, именно они и позволяют камере «видеть» объекты на дороге. Полученные видеоданные обрабатываются блоком управления системы и выводятся на дисплей в виде реалистичного черно-белого изображения с высоким разрешением. В белый цвет окрашиваются все предметы, которые могут стать препятствием для водителя. Остальная часть обозреваемого пространства со всеми его деталями, как и на фотографии, передается в темно-серой гамме. Радиус действия этой системы - 150 метров. Принцип инфракрасного распознавания объектов сейчас используют очень многие автомобильные компании в своих приборах ночного виденья.
Протестировав две системы, специалисты ADAC смогли сравнить их эффективность. Выяснилось, что радиус действия Mercedes-System явно недостаточен. При зоне видимости 150 метров время реагирования при скорости 120 км/ч составляет всего 2 секунды. Увеличение радиуса действия в два раза, как у BMW, - значительно увеличивает шансы избежать столкновения. Однако в Mecedes'е значительно выше чёткость изображения. К тому же, тепловая система не опознаёт объекты с пониженной температурой. А значит, если на участке дороги находится мёртвое тело, то система обозначит его на дисплее как темно-серое пятно, на которое водитель вряд ли обратит внимание. Совсем не увидит система огромный булыжник. Зато проходящие мимо пешеходы заставят водителя поволноваться - они тоже отображаются на мониторе в качестве помехи. Зато система BMW не отвлекает живописными фотографиями окрестностей, как в Mercedes. Кроме того, инфракрасные лампы Mercedes-System на скорости ниже 15 км/ч при въезде в подземный гараж или на закрытый участок дороги вообще отключаются.
Таким образом, ни тепловая, ни фотографическая системы пока что не позволяют ехать «вслепую», выполняя лишь вспомогательную функцию. Устройство в BMW хоть и показывает лучшие результаты, но в будущем, скорее всего, появится система, которая совместит в себе преимущества этих двух. В настоящее время компания Siemens разрабатывает систему электронной обработки видеоизображения Night Vision, интегрированную в индикатор прямой видимости (Head-up-Display) и призванную снизить информационную нагрузку на водителя.