Дождались! Вот она - жемчужина чемпионата и главное его украшение. Гонка, невероятная по красоте и накалу борьбы, на которой посуху обгонять практически невозможно, в дождь становится тяжелейшим испытанием. Она традиционно притягивает миллионы зрителей, и здесь побеждают лучшие из лучших, оставляя конкурентов позади на узких улочках городской трассы. Абсолютным рекордсменом считается её шестикратный победитель Айртон Сенна, который, бывало, заканчивал гонку и в её коварных отбойниках... Это всё - Гран-при Монако!
Погода над княжеством - переменчивая. Всему виной Средиземное море, плещущееся буквально в нескольких метрах от трассы. И на этот раз тучи над Монте-Карло нависли ещё в четверг, во время предварительных заездов. Не надо было быть синоптиком, чтобы понять, что и в выходные дождя не избежать. Дождь действительно прошёл и в субботу, но ко времени официальной квалификации трасса была абсолютно сухая. В этих условиях лучшими стали пилоты Ferrari: Фелипе завоевал очередной поул, Кими был вторым. Но мизерное отставание главного представителя «Серебряных стрел» Льюиса Хэмильтона, ставшего третьим, говорило о серьёзности и его намерений в гонке. Он проиграл победителю всего 0,062 секунды, а Райкконену - и того меньше. Ещё более острая борьба развернулась за четвёртое место: Хейкки Ковалайнен на McLaren выиграл у Роберта Кубицы, пришедшего пятым на BMW-Sauber, 0,006 секунды!
Между тем ветеран гонок Дэвид Култхард разбил свой болид в последней части квалификации и из-за замены коробки передач вместо десятого стартового места переместился на пятнадцатое. Аналогичный штраф ранее получили Себастьян Феттель и Джанкарло Физикелла, и потому в квалификации они особо не усердствовали, заняв последние места на стартовой решётке.
Кстати, перед гонкой шлемы пилотов McLaren теперь уже традиционно (в третий раз) украсили бриллиантами. Всемирно известная компания Steinmetz в течение двух недель инкрустировала головные уборы Льюиса и Хейкки. Так что они были самыми главными модниками Гран-при. Джанкарло Физикелла отметился нестандартным костюмом. В честь своего двухсотого участия в Гран-при он надел комбинезон Force India нестандартной раскраски, с преобладающим золотым цветом.
В воскресенье перед самой гонкой все команды не случайно «переобулись» в шины промежуточного типа, так называемый «микст». По официальным прогнозам, дождь должен был пойти как раз к началу гонки. Так и случилось. Пилотам, конечно, радоваться было нечему, а вот большинство зрителей наверняка обрадовалось, предвкушая грандиозную и богатую на события гонку.
Первой жертвой техники стал Хейкки Ковалайнен, который замер на старте, в то время как весь пелетон ушёл на прогревочный круг. Механики его, конечно, завели, но принимать старт Ковалайнену пришлось из боксов. Больше предстартовых проблем ни у кого не было.
Партнёр Хейкки Льюис Хэмильтон отлично среагировал на огни светофора и обошёл Кими Райкконена, явно проспавшего старт гонки. Фелипе Масса без проблем ушёл на трассу первым и стал наращивать преимущество, поднимая за собой стену брызг.
Дождевые сюрпризы начались уже на первом круге: Нико Росберг слегка въехал в Фернандо Алонсо, что стоило ему переднего спойлера и заезда в боксы. Чуть позже Дженсон Баттон, проявляя активность в борьбе с Ником Хайдфильдом, тоже повредил нос своего болида. Итог его заезда в боксы - последнее место.
На пятом круге Тимо Глок не удержал свою Toyota на трассе, и в последнем повороте его развернуло. Контакт с отбойником и проблема всё та же - передний спойлер.
Дождь усилился, и следующий круг стал роковым для Льюиса. На выходе из поворота Tabac он задевает отбойник и до боксов едет уже без заднего правого колеса. Благо пит-лэйн совсем близко, поэтому много времени он на этом не потерял. После замены покрышек техники залили баки его McLaren, и в гонку британец вернулся на пятой позиции.
Тем временем Фернандо Алонсо задел отбойник. Заднее колесо болида не выдержало, ему нужно в боксы для замены покрышек, а на трассе - жёлтые флаги и пейс-кар. Однако выхода нет, и заезжать всё равно придётся. В такой ситуации испанцу оставалось надеяться только на снисходительность судей.
А появление пейс-кара на трассе было обусловлено серьёзным столкновением на площади Казино. Сначала «счастливчик» Дэвид Култхард не удержал Red Bull и въехал в отбойник, а затем ему добавил Себастьян Бурде на болиде дочерней команды Toro Rosso, влетев в Дэвида сзади. Проливной дождь, на трассе куча обломков - битва не на жизнь, а на смерть. Какие уж тут родственные связи...
Кими Райкконен за неприкрученное вовремя колесо на старте получил обидный штраф от судей в виде проезда по пит-лейну. Благодаря этому Льюис уже третий, финн выезжает сразу за ним.
Фернандо Алонсо никак не мог успокоиться. В этот раз в борьбе за пятую позицию он явно был быстрее Хайдфильда. Попытка протиснуться вперёд в шпильке окончилась для него повторным повреждением переднего спойлера.
А между тем лидировавший Фелипе Масса ошибается в повороте Ste Devote. Обошлось без контактов с отбойниками, но время было упущено, а главное - Роберт Кубица вырвался вперёд.
Погодные условия улучшились, и теперь все, кто ехал на «миксте» и не стал «переобуваться» в дождевую резину, получили преимущество. Масса, Кубица и Росберг обмениваются быстрейшими временами до тех пор, пока Роберт не заруливает в боксы. В гонку он вернулся сразу позади Райкконена. Похоже, в этой гонке поляк наделён какой-то высшей силой против «Скудерии». Потому как «айс-мэн» ошибается в том же повороте, что и Масса. Только последствия вылета серьёзнее - разбит передний спойлер, и финна ждёт очередной заезд в боксы. Адриан Сутиль успевает проехать вперёд Кими. Вот, кто действительно герой гонки! Швейцарец ещё в младших сериях заработал славу отличного «дождевого» пилота, и сейчас, занимая четвёртое место, он это наглядно демонстрирует.
Фелипе Масса за счёт более позднего пит-стопа смог опередить Роберта Кубицу, но они оба выехали позади Льюиса Хэмильтона. Всей лидирующей тройке осталось совершить один пит-стоп. Однако Льюис на «прикатанной» машине и подсыхающей трассе выглядит намного быстрее тяжёлых Ferrari и BMW и начинает наращивать своё преимущество.
В паддок поступает информация о грядущем дожде. Каждая команда решает, что делать со своими болидами. Кто-то как Renault переходит на псевдослики, кто-то как Ferrari ждёт дождя. В итоге в выигрыше первые, потому как они начинают ехать намного быстрее. Обидно за Нельсиньо Пике. Команда долго выжидала и колебалась насчёт псевдослика, удерживая болид на дождевых шинах, а когда его всё-таки «переобули», на скользкой трассе он не справился с управлением и повредил подвеску, пролетев по «лежачим полицейским».
В Ferrari затянули с пит-стопом и «переобувкой» Фелипе Массы настолько, что он в итоге выехал позади Роберта Кубицы.
На 62 круге случилась самая серьёзная авария за всю гонку. Нико Росберг пропустил момент торможения и на большой скорости влетел в отбойник. На трассе второй раз появился пейс-кар. Из-за большого числа обломков, а потом и из-за излишне осторожного поведения круговых, которые никак не хотели возвращаться в один круг с лидерами, присутствие машины безопасности длилось аж пять кругов.
После рестарта гонки Кими Райкконен решил активизироваться позади Адриана Сутиля. Финн висел у Адриана на хвосте. И после тоннеля, при переходе с абсолютно сухого участка трассы на слегка влажный с худшим сцеплением, болид Ferrari начал терять управление. Кими пытался поймать его, но было уже поздно. Он хорошенько влетел в оттормаживающегося перед поворотом Адриана. Оба гонщика отправились в боксы, но если финн после очередной замены переднего спойлера всё-таки смог вернуться на трассу, то для Адриана великолепная гонка была закончена. И не нашлось в паддоке, а также у телеэкранов человека, который бы искренне не переживал за молодого пилота...
Итоги сложнейшего и напряжённого двухчасового действа в Монако таковы, что Льюис Хэмильтон, даже несмотря на прокол колеса в начале гонки, в дальнейшем, благодаря идеальному собственному пилотированию и ошибкам конкурентов, выиграл Гран-при и стал первым в чемпионате. Теперь он с 38 баллами опережает на три и четыре очка Кими и Фелипе, соответственно. Льюис подтянул и McLaren в зачёте команд, но его отставание от Ferrari по-прежнему более чем серьёзное - 16 очков. Роберт Кубица провёл ровную гонку и вновь заработал серебряный подиум. И он в зачёте пилотов отпускать лидеров «Скудерии» и «Серебряных стрел» не намерен. От Фелипе Массы его отделяет всего один балл. Бразилец же может сетовать только на себя. Всё было в его руках, но из-за нескольких ошибок первое стартовое место воплотилось лишь в бронзу на финише - слабое утешение для болельщиков, ведь начало гонки было весьма обнадёживающим.
Героем Гран-при без тени сомнения можно назвать Адриана Сутиля. Молодой пилот самой слабой на данный момент команды Force India в сложных погодных условиях, когда силы команд уравниваются и технические превосходства почти нивелируются, смог прорваться на четвёртое место! Но злой рок в лице болида Ferrari Кими Райкконена перечеркнул все его достижения. В итоге на высокую позицию поднялся другой новичок сезона - Себастьян Феттель. Его пятое место - тоже подвиг.
Текст: Кульдяев Михаил
Рубенс Барикелло впервые с 2006 года финишировал в очковой зоне и принёс Honda три балла в зачёте команд.
Следующая гонка состоится через две недели, в Монреале. И канадскому этапу есть, чем порадовать зрителей. Надеемся увидеть не менее зрелищную гонку. Да здравствует Её Величество Скорость!
Результаты:
Гонка
Пилот |
Команда |
Время/Причина Схода |
Позиция на старте |
Очки |
|
1 |
Льюис Хэмильтон |
McLaren-Mercedes |
2:00:42.742 |
3 |
10 |
2 |
Роберт Кубица |
BMW |
+ 3.0 сек |
5 |
8 |
3 |
Фелипе Масса |
Ferrari |
+ 4.8 сек |
1 |
6 |
4 |
Марк Веббер |
Red Bull-Renault |
+ 19.2 сек |
9 |
5 |
5 |
Себастьян Феттель |
STR-Ferrari |
+ 24.6 сек |
19 |
4 |
6 |
Рубенс Баррикелло |
Honda |
+ 28.4 сек |
14 |
3 |
7 |
Кадзуки Накадзима |
Williams-Toyota |
+ 30.1 сек |
13 |
2 |
8 |
Хейкки Ковалайнен |
McLaren-Mercedes |
+ 33.1 сек |
4 |
1 |
9 |
Кими Райкконен |
Ferrari |
+ 33.7 сек |
2 |
|
10 |
Фернандо Алонсо |
Renault |
+ 1 круг |
7 |
|
11 |
Дженсон Баттон |
Honda |
+ 1 круг |
11 |
|
12 |
Тимо Глок |
Toyota |
+ 1 круг |
10 |
|
13 |
Ярно Трулли |
Toyota |
+ 1 круг |
8 |
|
14 |
Ник Хайдфильд |
BMW |
+ 4 круг |
12 |
|
Сход |
Адриан Сутиль |
Force India-Ferrari |
Авария |
18 |
|
Сход |
Нико Росберг |
Williams-Toyota |
Авария |
6 |
|
Сход |
Нельсон Пике |
Renault |
Авария |
17 |
|
Сход |
Джанкарло Физикелла |
Force India-Ferrari |
Коробка Передач |
20 |
|
Сход |
Дэвид Култхард |
Red Bull-Renault |
Авария |
15 |
|
Сход |
Себастьян Бурдэ |
STR-Ferrari |
Авария |
16 |
|
Быстрейший круг: Кими Райкконен - 1:16.689
Квалификация
Пилот |
Команда |
1 сессия |
2 сессия |
3 сессия |
|
1 |
Фелипе Масса |
Ferrari |
1:15.190 |
1:15.110 |
1:15.787 |
2 |
Кими Райкконен |
Ferrari |
1:15.717 |
1:15.404 |
1:15.815 |
3 |
Льюис Хэмильтон |
McLaren-Mercedes |
1:15.582 |
1:15.322 |
1:15.839 |
4 |
Хейкки Ковалайнен |
McLaren-Mercedes |
1:15.295 |
1:15.389 |
1:16.165 |
5 |
Роберт Кубица |
BMW |
1:15.977 |
1:15.483 |
1:16.171 |
6 |
Нико Росберг |
Williams-Toyota |
1:15.935 |
1:15.287 |
1:16.548 |
7 |
Фернандо Алонсо |
Renault |
1:16.646 |
1:15:827 |
1:16.852 |
8 |
Ярно Трулли |
Toyota |
1:16.306 |
1:15.598 |
1:17.203 |
9 |
Марк Веббер |
Red Bull-Renault |
1:16.074 |
1:15.745 |
1:17.343 |
10 |
Дэвид Култхард |
Red Bull-Renault |
1:16.086 |
1:15.839 |
|
11 |
Тимо Глок |
Toyota |
1:16.285 |
1:15.907 |
|
12 |
Дженсон Баттон |
Honda |
1:16.259 |
1:16.101 |
|
13 |
Ник Хайдфильд |
BMW |
1:16.650 |
1:16.455 |
|
14 |
Кадзуки Накадзима |
Williams-Toyota |
1:16.756 |
1:16.479 |
|
15 |
Рубенс Баррикелло |
Honda |
1:16.208 |
1:16.837 |
|
16 |
Себастьян Бурдэ |
STR-Ferrari |
1:16.806 |
1:32.943 |
|
17 |
Нельсон Пике |
Renault |
1:16.933 |
|
|
18 |
Себастьян Феттель |
STR-Ferrari |
1:16.955 |
|
|
19 |
Адриан Сутиль |
Force India-Ferrari |
1:17.225 |
|
|
20 |
Джанкарло Физикелла |
Force India-Ferrari |
1:17.823 |
|
|
Общий зачёт чемпионата
Пилот |
||||||||||||||||||||
1 |
Льюис Хэмильтон |
10 |
4 |
0 |
6 |
8 |
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
38 |
2 |
Кими Райкконен |
1 |
10 |
8 |
10 |
6 |
0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
35 |
3 |
Фелипе Масса |
0 |
0 |
10 |
8 |
10 |
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
34 |
4 |
Роберт Кубица |
0 |
8 |
6 |
5 |
5 |
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
32 |
5 |
Ник Хайдфильд |
8 |
3 |
5 |
0 |
0 |
0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
20 |
6 | Хейкки Ковалайнен | 4 |
6 | 4 | 0 |
0 |
1 |
15 | ||||||||||||
7 |
Марк Веббер |
0 |
2 |
2 |
4 |
2 |
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
15 |
8 |
Ярно Трулли |
0 |
5 |
3 |
1 |
0 |
0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
9 |
Фернандо Алонсо |
5 |
1 |
0 |
0 |
3 |
0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
10 |
Нико Росберг |
6 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
11 |
Кадзуки Накадзима |
3 |
0 |
0 |
2 |
0 |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
12 |
Себастьян Феттель |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
13 | Дженсон Баттон | 0 |
0 |
0 | 3 | 0 | 0 | 3 |
||||||||||||
14 | Рубенс Баррикелло | 0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3 |
3 |
||||||||||||
15 | Себастьян Бурдэ | 2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |