Уже больше двадцати лет назад «Веселые ребята» пели:
Автомобили, автомобили
Буквально всё заполонили:
Там, где вековая лежала пыль,
Свой след оставил автомобиль.
Это соответствовало действительности ещё тогда, когда машин было не так много, как сейчас... Во всём СССР парк легковых автомобилей, находящихся в личной собственности граждан, в 80-е и начале 90-х годов составлял около 12 миллионов единиц, а за всё время существования отечественного автопрома было произведено 20 миллионов машин. Сегодня их гораздо больше, почти 39 миллионов. Что примечательно, 50% из них - старше 10 лет. И это при том, что ежегодно в России продаётся более полутора миллионов автомобилей, из которых около двух третей приходится на новые иномарки (~800 тысяч - импорт, ~200 тысяч - российского производства) и примерно четыреста тысяч - на новые отечественные авто. По результатам первой половины 2008 года российский автомобильный рынок обогнал немецкий по объёму продаж в количественном выражении, став крупнейшим в Европе.
Первая половина 2008 года, по сравнению с тем же периодом 2007 г., характеризуется 48-процентным ростом продаж, а также сменой лидеров. В 2007 «тройка лидеров» среди марок выглядела так: Chevrolet, Ford, Toyota. В 2008 позиции распределились иначе. Лидерство сохраняет Chevrolet, Ford опустился на 3 место, а на второе поднялся Hyundai.
Кстати, Hyundai также вошёл в тройку лидеров по приросту продаж: по сравнению с первым полугодием 2007 года его показатели выросли более чем в два раза. Другие две марки - это Opel и Honda, причем Honda улучшила показатели продаж на 176 процентов, обоснованно возглавив «тройку».
В последние годы на территории России активно строятся автомобильные заводы иностранных компаний, некоторые уже возведены и функционируют, но, согласно статистическим данным, с 2002 года количество проданных автомобилей российского производства стабильно снижалось и в данный момент составляет 41 процент от общего количества продаваемых авто.
По прогнозу PriceWaterCoopers, объём производства транспортных средств в России к 2015 году вырастет более чем в два раза (3,2 миллиона штук), а к 2020 году хотя бы одно транспортное средство будет в собственности у четырёх из каждых десяти жителей нашей страны. Причем доля иномарок увеличится в несколько раз, перевалит за 80% всего автомобильного парка России и составит около 55 миллионов штук. В связи с этим ожидается рост средней стоимости легкового автомобиля до 25 тысяч долларов.
В данный момент иностранные производители с замиранием сердца ждут поправок к закону о взимании НДС при продаже подержанных авто. Если иметь в виду, что в Западной Европе на каждый проданный новый автомобиль приходится два старых, и учесть тот факт, что для дилеров продажа подержанных автомобилей является более прибыльным бизнесом (в силу оказания дополнительных услуг и отсутствия ограничений со стороны автопроизводителей.), продажи подержанных автомобилей через дилерские центры в России - это солидная прибавка к прибыли автомобильных концернов. Сейчас подержанных иномарок продается в два раза меньше, чем новых отечественных авто, и в четыре раза меньше, чем новых иномарок. По сравнению с первым полугодием прошлого года, больше всего выросли продажи новых автомобилей иностранного производства. По оценкам PwC, через 10 лет на каждые 10 проданных новых автомобилей будет приходиться 14 подержанных, реализованных через автосалоны.