- Владимир, несколько месяцев назад я писал о Михаэле Мартине. Немецком путешественнике, который на двухколёсной технике BMW совершает кругосветные путешествия. Здорово, что и у нас в стране есть человек, способный на такое. Скажите, пожалуйста, когда Вы начали путешествовать?
- Я расскажу вам трогательную историю. В детстве, в Одинцово, когда мне было 9 лет, я увидел велосипед «Дружок», стоявший во дворе. И у меня возникла мысль на нём проехать. Сначала я катался просто по двору, затем выехал за его пределы. Ехал уже по району. И так всё дальше и дальше, пока не доехал до Красной Площади. Получилось как у Форреста Гампа! Мне был интересен сам процесс движения. Мною двигала детская тяга к открытиям. Было интересно - что там дальше. Так и добрался до Красной Площади! По пути питался акацией. А возвращался обратно уже поздно ночью в электричке.
- А почему Вы совершаете свои путешествия именно на двухколёсной технике? Это образ жизни, это внутри Вас?
- Да, можно и так сказать. Я люблю двухколёсную технику за её универсальность и экологичность. К тому же на такой технике можно преодолевать препятствия любой сложности. В том числе те, которые недоступны автомобилю. То есть двухколёсный транспорт актуален везде - от города до бездорожья. Я сам по себе человек открытый. У меня даже дома везде принципиально отсутствуют шторы на окнах. И управляя двухколёсной техникой, неважно мотоциклом или велосипедом, я ощущаю себя частью мира. То есть мне нечего скрывать от других. Я открыт людям. К сожалению, в нашей стране существует такая проблема - люди замкнуты в себе, мало общения, той же открытости. А находясь в автомобиле, они создают своеобразный закрытый, какой-то собственный мир.
- Ещё и затонируют его полностью!
- Да, совершенно верно! Моя цель - привлечь внимание людей к двухколёсной технике, хотя в моём гараже присутствуют и автомобили. Я, в принципе, такой же автомобилист, как и другие.
- А вне путешествий Вы на чём предпочитаете передвигаться, кроме мотоциклов и велосипедов?
- Ну вот смотрите, у меня сейчас из автомобилей в гараже Land Rover и родстер BMW Z4.
- И всё-таки даже здесь присутствует открытый верх!
- Открытый верх - это больше эмоций! (смеётся).
- Расскажите несколько слов о своем будущем проекте. Ведь правда, что во всём мире трудно найти человека, решившегося преодолеть такое на велосипеде?
- Цель этого проекта - спорт, экология. Ведь велосипед - это самый экологичный вид транспорта, самый доступный. И это оспорить невозможно. Вообще, ему надо дать премию за «Самый ..., самый ..., самый ...»! Задача проекта - привлечь внимание нашего правительства, общественности к этому замечательному виду транспорта. Ведь в самом деле, у нас совсем не развита велосипедная инфраструктура. А ведь многие люди хотят пользоваться велосипедом, хотя не могут в силу определённых условий. Есть личности, утверждающие, что преградой этому являются погодные условия. Это абсолютно необоснованно! Привести в пример можно ту же Финляндию, где велосипедом пользуются круглогодично.
Использование велосипеда может решить и другую проблему - пробки. К примеру, в Москве, насколько мне известно, люди выбирают работу исходя из отдалённости к дому. Местоположение работы - это один из решающих факторов при её выборе. И так получается, что большинство москвичей работают где-то в пределах 5 км от дома. В самом деле, ведь это расстояние вполне можно было бы преодолеть и на велосипеде. Это позволило бы и пробки сократить, и способствовало здоровому образу жизни. Часто случается, что люди в своих офисах весь день просиживают. Именно просиживают! А что потом? В автомобиль и домой. Опять же, это малоподвижный образ жизни.
Велосипед играет важную роль и в консолидации общества. Государство должно обратить на это внимание.
- А кто взял на себя организационные моменты этого путешествия? Предоставление велосипеда, поиск спонсоров...
- Спонсоры, как таковые, отсутствуют. Есть партнёры, ощущающие свою социальную ответственность, которые помогают. К примеру, BMW Group Russia предоставила велосипед. Sony - оборудование, которое поможет отражать события проекта в фото и видео-формате (основное, конечно, фото). Фирма Garmin помогла с навигационным оборудованием. Американская фирма Marmot - с экипировкой. Кстати, экипировка этой фирмы, на мой взгляд, наиболее соответствует для таких путешествий. Это мировой лидер в данной области.
- А чем обуславливался выбор партнёров?
- Для меня важно было следующее: какой вклад каждая компания делает в экологию. Всем известно, что, например, BMW сейчас тратит огромные средства именно на борьбу за экологию, в технологии, способствующие снижению выбросов в атмосферу (Efficient Dynamics - прим. ред.). Sony делает детали своей техники из вторсырья, которые потом также перерабатываются.
- А Вы перед своими путешествиями пытаетесь что-то предварительно узнать о менталитете людей тех стран, которых Вам предстоит пересечь. И стоит ли это учитывать при осуществлении таких проектов?
- Безусловно, необходимо хотя бы немного знать культуру, религию той страны, в которую отправляешься. Конечно, в детали вдаваться, наверное, не стоит. Вот в Чили люди, живущие на юге, своей культурой отличаются от людей, живущих на севере. Точно так же и в России: люди, живущие на, предположим, востоке, отличаются от тех, кто живёт на западе. На мой взгляд, отправляясь в какую-то новую страну, необходимо минимум выучить так называемые «слова вежливости». Это очень помогает мне в моих путешествиях устанавливать тёплый контакт с людьми разных стран.
- Какие моменты особо запечатлелись у Вас в памяти?
- В последнем проекте?
- Хотя бы.
Это произошло на границе Мексики и Гватемалы, штат Чабат. Я как раз попал на забастовку, связанную с нефтяными проблемами. И на меня было совершено нападение. Напала огромная толпа, около 200 человек. Я подвергся избиению и едва не погиб. Буквально в последние минуты меня спас «местный спецназ».
- Да, с вашей стороны решаться на такие путешествия - настоящий героизм!
Известно, что люди, которые, предположим, преодолевают горные вершины, внутренне очень свободны. Это в них воспитывается. А что Вы чувствуете после своих путешествий. Что они вам дают?
- Для меня это прежде всего процесс. Я не ставлю задачи попасть в книгу рекордов, хотя я там есть; не ставлю задачи что-то себе доказать. Я не чувствую какого-то облегчения или чего-то подобного после своих путешествий. Я ощущаю свой долг перед обществом. Я считаю, что важно не только брать что-то от него, но ещё и отдавать.
- Получается своего рода социальный долг.
- Именно!
Что ж, пожелаем нашему герою успешного путешествия и множества приятных открытий и впечатлений в его новом приключении! А о ходе его «экспедиции» вы сможете наблюдать на сайте Fizkult.com.
Беседовал: Аслан Антонов