В эти выходные Skoda Auto отметила столетний юбилей своего дочернего завода в городе Врхлаби (Чехия). В сентябре прошлого года на этом заводе отмечали ещё одно знаменательное событие - с момента объединения с Volkswagen в 1991 году здесь был произведен миллион автомобилей.
«Завод во Врхлаби продолжает историю компании «Петер и сыновья», которая была основана в 1864 году Игнацом Теодором Петерой. В 1908 году компания выпустила свой первый автомобильный кузов», - рассказывает глава архива Skoda Auto Лукаш Нахтманн. В 1920-х завод стал специализироваться на производстве автомобильных кузовов. В 1930-1935 годы компания достигла своего расцвета - здесь производили автомобили с откидным верхом на шасси Skoda, Tatra и Walter, а также других немецких, итальянских, английских и американских компаний.
«Во время Второй мировой войны завод был реконструирован и расширен до приблизительно нынешних размеров», - говорит Лукаш Нахтманн. После войны компания была преобразована в завод по производству кузовов для автомобилей. В этот период завод носил имя «Северо-чешский завод по производству кузовов». Вскоре после этого, в 1946 году, завод был национализирован и стал частью AZNP Млада-Болеслава - национального предприятия автомобильных заводов. Это произошло тогда, когда на заводе была запущена новая автоматизированная производственная линия.
Первой моделью, выпущенной на этом заводе, стала Skoda 1101. В 1952 году компания начала производить Skoda 1200, автомобиль с цельнометаллическим кузовом (в отличие от предыдущих моделей с деревянным кузовом).
В 1954 было учреждена независимая компания Автомобильный завод Врхлаби, который впоследствии объединился с заводом Кароса в городе Хлумец-над-Цидлиною. В 1955 завод выпустил Skoda 1201. А в 1958 завод во Врхлаби вновь вошел в состав AZNP Млада-Болеслава.
В последующие годы завод во Врхлаби выпускал лёгкие коммерческие версии пассажирских автомобилей Skoda. Несколько лет спустя портфолио компании пополнилось ограниченной серией автомобилей Skoda, которые отличались от обычных версий расширенной, богатой комплектацией. В 60-е годы компания представила Skoda 1202, а позднее 1203. Кроме того, компания построила новый штамповочный цех и кардинально перестроила свои помещения. «В середине семидесятых компания стала сотрудничать с заводом в Млада-Болеславе, тестируя стандартную версию Skoda 120 и её улучшенную версию. Топовые модификации производимых сейчас автомобилей Skoda до сих пор выпускаются во Врхлаби», - добавляет Лукаш Нахтманн.
В конце 1981 года на заводе была произведена последняя Skoda 1203 - таким образом, завершилась целая эпоха производства коммерческих автомобилей, которая почти без перерывов длилась с 1946 года. Завод во Врхлаби стал первым, где в 1987 году было запущено тестовое производство Skoda Favorit, а в 1990 и Skoda Forman. Запуск производства Favorit потребовал значительной модернизации производственной линии и многих других помещений.
В 1991 году Skoda стала частью Volkswagen Group. В это время завод производил специальные серии Favorit и Forman. В сентябре 1994 завод начал производить Skoda Felicia, а позже Felicia Combi, Felicia Pickup и Felicia Fun.
Сейчас на заводе во Врхлаби производятся Skoda Octavia Tour и Skoda Octavia.