Выбор автомобильного масла

На качество работы двигателя влияет множество факторов, наиболее важными из которых являются качество и характеристики моторного масла. От него зависит не только надёжность, но и его ресурс двигателя. К тому же в холодное время года от него зависит и максимально низкая температура, при которой вы сможете без проблем завести свой автомобиль.

Вязкость

 

Основной характеристикой масла является его вязкость. Одной из самых распространенных систем классификации стал стандарт SAE J300 американской ассоциации автомобильных инженеров (Society of Automotive Engineers - SAE), в соответствии с которым моторные масла делятся по степени вязкости и её зависимости от температуры.

 

При низких температурах масло густеет, затрудняя пуск двигателя. К тому же система смазки не циркулирует должным образом, тем самым снижая степень защиты деталей двигателя. При высоких температурах, наоборот, масло теряет свою вязкость, что также ухудшает эффективность смазки. Поэтому в идеале масло должно быть достаточно «жидким» зимой, но, в то же время, относительно «густым» летом.

 

В классификации SAE масла разделены на 6 зимних классов (0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W; W - означает winter, зима) и пять летних (20, 30, 40, 50, 60). Чем больше значение каждого из чисел, тем выше вязкость масла. Если масло пригодно для всесезонной эксплуатации, в обозначении используются оба класса, например, 10W 40, где первое число обозначает зимний класс, а второе - летний.

 

Масло исследуется на специальных стендах, где определяется его вязкость при низких и высоких температурах. При низких узнают минимальную температуру «проворачиваемости» двигателя и «перекачиваемости» масла. А при высоких определяют вязкость околопредельных режимов при температурах 100 и 150 градусов Цельсия. Тем самым устанавливается степень надёжности смазывания при высоких температурах. Итоговый класс определяет температурный диапазон использования.

 

Казалось бы, следуя классификации SAE, чем ниже первое число, и выше второе - тем лучше. А самое хорошее масло для двигателя - 0W 60. Но совместить лучшие летние и зимние свойства совсем не просто и подобного масла пока не существует. Поэтому при выборе необходимо искать некий компромисс исходя из климатических условий, в которых будет эксплуатироваться автомобиль.

 

Но и такой подход всех проблем не решает, ведь при разработке автомобиля завод-изготовитель разрабатывает свой двигатель под заранее определённую вязкость применяемого масла. И отклонение от этих параметров может пагубно сказаться на его ресурсе. Поэтому выбирать масло следует, в первую очередь, исходя из рекомендаций завода-изготовителя.

 

 

Синтетика, полусинтетика или «минералка»?

 

По типу основы, на котором сделано масло, его можно разделить на синтетическое, минеральное и полусинтетическое.


Основа для минерального масла - побочный продукт процесса перегонки нефти, в результате которого образуется и бензин, и дизельное топливо. Для синтетического масла её создают путём химического синтеза. А основа полусинтетического - это смесь основ минерального масла и синтетического. Добавляя в базовую основу различные химические «присадки», производитель получает масла с необходимыми свойствами.


Как уже упоминалось, классификация SAE определяет вязкостные параметры свежего масла. Это очень важный показатель, но не единственный. Кроме того, очень важна стабильность характеристик на протяжении всего срока эксплуатации масла, его моющие, противоизносные и другие свойства. Как раз по этим показателям впереди прочих оказывается синтетическое масло. Во-первых, ему проще придать необходимые вязкостные свойства, а во-вторых, оно отличается более высокой стабильностью характеристик. В минеральном масле под воздействием температур присадки быстро теряются, и его свойства могут меняться.


Немаловажную роль играет и качество масла. Даже «настоящая» синтетика с неплохими характеристиками может уступать качественному минеральному маслу, не говоря уже о поддельной продукции. А этот вопрос также стоит очень остро - моторное масло является одним из самых подделываемых товаров, поэтому его приобретение в подозрительных и неспециализированных местах может очень плачевно сказаться на ресурсе двигателя.


Соображения вроде «синтетика - слишком жидкое, течь будет» ошибочны. «Текучесть» определяется параметрами вязкости, указанными в классе SAE.

 

 

Промывка и смена масла

 

Для надёжной и продолжительной работы двигателя очень важно вовремя менять моторное масло, строго соблюдая межсервисные интервалы его замены.


У двигателей с большим «пробегом» этот период даже рекомендуется сократить. При долгой работе в масле накапливаются продукты износа двигателя, ухудшающие его характеристики. Присадки со временем также «срабатываются», не обеспечивая прежних свойств. Часть «загрязнений» улавливает масляный фильтр (его тоже нужно менять при смене масла), но определенная доля остаётся на стенках двигателя и в масляных каналах. Образуются различные отложения, в том числе на элементах клапанной и поршневой группы.


Повысить эффективность смены масла можно так называемой «промывкой». Для этого предусмотрены специальные жидкости, добавляемые в масляную систему перед заменой. Они содержат большое количество моющих присадок и делятся на 3 категории: «полноразмерные» промывочные масла, жидкости «короткой» и «длинной» промывки.


Полноценное промывочное масло заливается после слива старого масла, после чего двигателю дают проработать некоторое время на холостом ходу. После этого промывочное масло сливается, и заливается обычное новое. Такой вид промывки обеспечивает эффективное удаление старого масла и содеражщихся в нем загрязнений.


Жидкости для промывки заливаются перед заменой непосредственно в старое масло. «Короткие» заливаются прямо перед заменой, а «длинные» - за 100-200 км до замены.


Наиболее предпочтительны как раз жидкости «длинной» промывки. За более продолжительный период они успевают «подействовать» на отложившиеся загрязнения и обеспечить наилучшую очистку двигателя. «Короткие» промывки не столь эффективны из-за менее продолжительного воздействия на элементы. Кроме того, «короткие» промывки и промывочные масла не обеспечивают полноценной смазки узлов трения двигателя и не допускают его нагрузки, в связи с чем они могут быть потенциально опасны для двигателя.


А самая эффективная промывка - это «длинная» с последующей полноценной. Первая очистит двигатель от загрязнений, а последняя от её остатков.

13/06/2007




Тест-драйвы

Обзоры

Новости



 
Rambler's Top100

2006 - 2024 © «АВТОВИК.РУ» | E-Mail редакции: [email protected]
При использовании материалов сайта ссылка на «АВТОВИК.РУ» обязательна
ЭЛ № ФС77-24675 от 15 июня 2006 г. выдано федеральной службой по надзору за соблюдением
законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия
Сайт использует файлы cookie .
Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.