При выборе нового автомобиля мы ориентируемся на уровень его потребительских качеств, исходя из первоначальной стоимости. Обычно при этом учитывается лишь размер очереди и срок ожидания выбранной модели. Наряду с надёжностью автомобиля и расходами на обслуживание, не менее важным параметром, определяющим общие затраты на машину, является стоимость автомобиля через два-три года, когда вы решите продать его. Одни модели за пять лет теряют менее десяти процентов своей первоначальной цены, другие же - более пятидесяти процентов сразу после покупки.
В формировании стоимости автомобилей есть несколько нюансов. Меньше всего теряют в цене самые дешёвые модификации моделей. Дорогие версии менее привлекательны для последующей перепродажи - покупателей подержанных машин больше интересует состояние и пробег автомобиля, а не дополнительное оборудование. При выборе транспортного средства может возникнуть вопрос: почему машины с пробегом дороже тех, что находятся в автосалонах? Дело в том, что ценники в шоу-румах отражают лишь базовую стоимость указанной версии автомобиля. Покупатели же редко обходятся без дополнительных опций и минимально необходимых аксессуаров, вроде напольных ковриков в салон. Кроме того, свежие подержанные автомобили могут превосходить по цене совсем новые из-за дефицита моделей на российском рынке и огромных очередей на конкретную модель.
Мы попытались определить среднее значение потери стоимости различных моделей одного класса за каждый год эксплуатации. Для начала выбрали самую распространённую категорию в России - сегмент С.
Alfa Romeo 147
Alfa Romeo на некоторое время покидала наш рынок, но недавно снова вернулась на него. Тем не менее, найти подержанные модели достаточно сложно, и почти все они - дорестайлинговые. 147-я - крайне невыгодная покупка. Или наоборот, крайне выгодная. Всё зависит от того, покупаете вы её новой или подержанной. Судите сами: если модель 2007 года с двигателем 1,6 стоит порядка тридцати тысяч долларов, то трёх-четырёхлетняя «Альфа» - вдвое меньше, 14-15 тысяч. Двухлитровая модификация ещё дороже, но в цене теряет не меньше. Да уж, покупателей новых Alfa Romeo экономными не назовёшь.
Audi A3
Престижные немецкие бренды отличает высокая стоимость даже «младших» автомобилей. А3 обходится покупателям примерно на треть дороже самых популярных автомобилей гольф-класса, но и в цене с каждым годом теряет больше них. Если годовалая А3 обойдётся примерно в ту же сумму, что и новая, то за следующий год она потеряет примерно десять процентов стоимости, а далее - все пятнадцать. В итоге, если новая машина с двигателем объёмом 1,6 литра и неплохой комплектацией обойдётся где-то в районе тридцати тысяч долларов, то спустя три года её стоимость составит чуть более двадцати. Стоимость новых двухлитровых версий только начинается от тридцати тысяч, а трёхлетних - от двадцати пяти.
BMW 1 серии
В аналогичных версиях баварский хэтчбек в салонах стоит немного дороже ингольштадтского. Однако подержанные «единички» обходятся примерно в ту же сумму, что и A3. Наиболее распространены двухлитровые модификации, но их самые дорогие исполнения - не слишком выгодное вложение денег. Машины стоимостью более сорока тысяч долларов спустя три года дороже тридцати всё равно не продать.
Citroen C4
Благодаря неординарному внешнему виду C4 даже сейчас смотрится, будто бы только появился на улицах. Но на рынках вторичных автомобилей это не является весомым аргументом. Как всегда, французские автомобили не считают сделанными «на века». Уже после первого года эксплуатации ваш С4 теряет в цене от полутора до двух с половиной тысяч долларов. А двухгодовалые автомобили из первых партий обойдутся покупателям подержанных авто менее чем в пятнадцать тысяч - притом, что в салоне стоимость модели редко опускается ниже двадцати.
Ford Focus
Focus пользуется огромной популярностью у наших сограждан, бестселлер российских продаж успешно реализуется даже на вторичном рынке. Огромные очереди на новые автомобили порой вызывают недоумение. Но прождав этот Ford длительное время, потом его можно будет выгодно продать. Желающие купить Focus, чтобы получить его сразу, готовы отдать все деньги даже за подержанный авто. Поэтому стоимость самых дешёвых версий, ждать которые приходится дольше всего, в салонах оказывается ниже, чем при покупке с рук - самые простые машины с пробегом дешевле тринадцати тысяч не найти. С другой стороны, если цена новых Focus'ов порой превышает двадцать тысяч, то б/у редко,бывают дороже.
Mazda 3 обходится дороже лидеров продаж C-сегмента, но также пользуется популярностью. Более высокую стоимость компенсируют не только хорошие ездовые качества, но и низкий уровень падения в цене. Так, годовалые автомобили порой обходятся в ту же цену, что и новые. Далее можно сбрасывать по тысяче долларов в год у самых доступных версий и по полторы-две - у более дорогих.
Mitsubishi Lancer
Предыдущий Lancer ещё можно встретить в автосалонах. Он также являлся одним из хитов продаж и весьма выгодной покупкой. Цены на него разнятся меньше за счёт небольшого количества достаточно богатых комплектаций модели. Уровень падения стоимости - на низком уровне: в среднем, за год Mitsubishi теряет в цене менее тысячи долларов, за два - около двух. Поэтому неплохо оснащённый Lancer, купленный за семнадцать тысяч и аккуратно эксплуатируемый в течение трёх лет, вполне можно продать за пятнадцать.
Opel Astra
Для истинно немецких и достаточно консервативных людей из Opel нынешняя Astra стала первым автомобилем нового фирменного стиля и имиджа. По стоимости и потере в цене новомодный автомобиль - в середнячках. Цифры на ценниках в автосалонах среди конкурентов не самые большие (но и не самые маленькие). Например, за версию с двигателем объёмом 1,6 литра просят менее двадцати тысяч долларов. Однако небазовые комплектации обходятся дороже. Список опций обычно оказывается достаточно большим, и даже за свежие машины с небольшим пробегом просят в среднем на тысячу долларов больше. Затем автомобили стабильно теряют по полторы-две тысячи каждый год.
Peugeot 307
307-й не является исключением из правил, относящихся к французским автомобилям - потеря в цене при его эксплуатации весьма ощутима. Самая популярная пятидверная версия с двигателем объёмом 1,6 литра обходится у дилеров чуть больше двадцати тысяч долларов. Спустя год можно смело списывать пятнадцать процентов стоимости, а далее - порядка десяти процентов за сезон. Таким образом, за три года стоимость Peugeot скатится до скромных пятнадцати тысяч.
Renault Megane
Даже если французский автомобиль имеет столь авангардный дизайн, как у Renault Megane, это не уменьшит потерю в цене за время его эксплуатации. Не поможет даже высочайший уровень пассивной безопасности, коим славится современные модели Renault. Уже за первый год автомобиль может потерять более тридцати процентов первоначальной стоимости: купив богато оснащённый Megane за тридцать тысяч долларов, продать его спустя год получится лишь за двадцать. Более простые и «пожилые» экземпляры предлагаются и вовсе менее чем за пятнадцать тысяч.
Родоначальник класса ещё никогда не был таким дорогим, как сейчас: меньше, чем с двадцатью тысячами к «народному автомобилю» лучше не подступать: за такие деньги можно рассчитывать лишь на скромный двигатель 1,4. А стоимость богато оснащённых версий и вовсе переваливает за тридцать тысяч. Понятно, что особой популярности нынешний Golf не снискал. Народ может присмотреться лишь к подержанным экземплярам - разброс цен высок, но хороший б/у автомобиль как раз обойдётся в двадцать тысяч.