Летом этого года Верховный Суд РФ подтвердил законность изъятия автомобиля, находившегося в залоге у банка и сменившего к этому моменту несколько владельцев. Фактически, добросовестный приобретатель становится должником по залогам любого из предыдущих собственников. Чем это грозит обычным покупателям? Как данная ситуация может сказаться на вторичном рынке автомобилей? Попробуем разобраться...
Сложно не заметить, какие последствия для добросовестных приобретателей может иметь созданный прецедент, обладающий формальными признаками законности. Отныне, когда залог автотранспортного средства нигде не регистрируется и информацию об этом получить невозможно, приобретение любого автомобиля на вторичном рынке становится чрезвычайно рискованным занятием, поскольку любой из предыдущих собственников мог использовать транспортное средство в качестве залога.
В настоящее время правовых и технических средств защиты прав покупателя подержанного автомобиля не существует. Учитывая, что объем российского рынка б/у иномарок на данный момент составляет 2,2 миллиарда долларов, или 13 процентов от общего объема рынка, можно утверждать, что риску подвержена каждая седьмая сделка. Это означает, что если не будет изменена сложившаяся практика залога транспортных средств, вторичный рынок дорогих автомобилей очень сильно пошатнётся, а вместе с ним высока вероятность уменьшения емкость рынка новых автомобилей, поскольку в большинстве случаев средства на покупку новых машин получаются от продажи подержанных.
Если взглянуть на эту ситуацию с другой стороны, можно заметить нехитрую выгоду автосалонов. После того, как приобретение машин с рук или на авторынке станет лотереей, большинство покупателей пойдут в компании с репутацией и гарантиями. Таким образом, будет процветать trade-in, увеличиваться объём продаж новых и подержанных автомобилей через автосалоны. Конечно, можно предположить, что и салону могут попытаться продать «нечистый» автомобиль, однако юридическая поддержка компании наверняка разрешит возможные проблемы. Поскольку у многих служб безопасности есть доступ к кредитным историям людей и их личным делам. Самое интересное в данной ситуации, что независимо от договора и от прописывания отношения сторон, кредитор по закону может изыскать свои средства в полном объеме с последнего собственника заложенного автомобиля, даже если владелец не знал о существовании такого залога, а тот в свою очередь может обратиться лишь к предыдущему продавцу.
Так что же в итоге получается? Покупать автомобиль с рук независимо от составленных документов становиться крайне рискованно. Конечно, когда человек является владельцем автомобиля уже на протяжении нескольких лет и не вызывает подозрение, с ним можно заключить договор у нотариуса. В договоре нужно прописать, что в случае, если на приобретаемом транспортном средстве есть какие-либо долговые обязательства, материальную ответственность за них берет на себя продавец. Однако это будет работать лишь в том случае, когда у продавца есть какое-либо имущество и вы сможете его взыскать в судебном порядке, сначала же придется расплатиться с кредитором и возместить все его убытки. Поэтому, покупая автомобиль у сомнительного человека или еще хуже по доверенности - сто раз подумайте, нужно ли оно вам.
Выходом из данной ситуации может стать введение на законодательном уровне регистрации залога автотранспортных средств в органах ГИБДД. Причем она должна носить не только учетный характер, но и правоустанавливающий, то есть без регистрации залог не должен осуществляться и, соответственно, не должны возникать его последствия. Это даст возможность каждому приобретателю получать точную и достоверную информацию об обременениях, наложенных на автомобиль. Только внимание общественности и объединение усилий заинтересованных лиц позволит обратить внимание на эту проблему законодательные власти, что позволит добиться необходимых изменений в Гражданский кодекс РФ.
По информации Юридической компании JGUARD .