Я поведу тебя в музей… автомобильный. Часть первая

Организовать досуг в Москве никогда не бывает сложно. Но что если всех зверей в зоопарке вы уже видели, модные клубы стоят поперёк горла, а многочисленные концептуальные труды современных художников снятся в страшных снах? А вы ещё и любитель автомобилей, хороших и разных... Тогда, живя в столице (или собираясь её посетить), грех не сходить в автомобильный музей. А таких в Первопрестольной, надо сказать, немало.

Мы отыскали адреса этих заведений. Походили, посмотрели и составили небольшой путеводитель.

 

Ломаковский музей старинных автомобилей и мотоциклов

 

Начнём с Ломаковского музея, что в Люблино. Говорят, это первый негосударственный музей в России (правда, на почётное звание претендует не он один). Так это или нет, неважно: главное, что коллекция у музея очень богатая, и она постоянно пополняется.


На пороге нас в не слишком приподнятом настроении встретил создатель и бессменный хранитель музея Дмитрий Ломаков. Он сетовал на то, что поувольнял всех гидов и теперь ему приходится самому проводить экскурсии. Зато музей существует и, по его словам, даёт надежду на спасение нынешнего поколения, которое Ломаков именует «поколением Дома-2»...

 

Что ж, здесь действительно есть, на что посмотреть. Правда, ценные ретро-кары «прописаны» в большом гараже-бараке с земляным полом (а некоторые стоят под открытым небом) и, похоже, давно забыли, что такое влажная тряпка. Хотя, согласитесь, куда приятнее было бы ходить среди вычищенных до блеска «железных коней»... Вот под толстым слоем пыли стоит уникальный Rolls-Royce «Серебряный Дух» 1915 года, принадлежавший младшему брату последнего императора России - великому князю Михаилу Романову. Говорят, на нём же впоследствии ездил вождь мирового пролетариата Владимир Ильич Ленин. Сведения не подтверждённые, однако автомобиль в любом случае заслуживает внимания.

 

Есть здесь и эксклюзивный ГАЗ-13 «Чайка» 1977 года. Машину эту по указанию самого Брежнева изготовили для Патриарха Московского и всея Руси Пимена. До того служитель церкви ездил на Nissan President, но Леонид Ильич сказал: «Русский Патриарх на японской машине - это политическая диверсия». Сказано - сделано, и у Пимена появилась «Чайка». Но машина уникальна не только этим: поговаривают, что, когда в конце семидесятых в Москву приехал Пьер Карден, ему довелось прокатиться на «железном коне» Патриарха. Снаружи автомобиль знаменитому модельеру понравился, а вот салон его совсем не впечатлил. Позже Патриарху пришла посылка из Франции, а в ней драп цвета крем-брюле и подробная инструкция, как раскроить ткань. Так что это не просто «Чайка» Патриарха, а «Чайка» от Кардена. Будете в музее, обязательно загляните в салон этой машины.


В «Ломаковке» один автомобиль уникальнее другого. Например, BMW-303 1933 года вы не найдёте даже в знаменитом мюнхенском музее BMW. А вот гость из Чехословакии: в 1922 году там выпустили прелюбопытнейший AERO-10 - двухместный кабриолет, дверь у которого была только со стороны пассажира. Почему? Просто «железный конь» изготавливался специально для таксопарков. А так как таксист все время сидел внутри и ждал клиентов, со стороны водителя дверь делать не стали.

 

Кто не смотрел любимую всеми комедию Леонида Гайдая «Кавказская пленница»?! Помните кабриолет Труса, Балбеса и Бывалого, на котором они увозили героиню Натальи Варлей? Это Adler Trumpf Unior 1935 года с отрезанными рамками дверей и верхней части кузова. Восстановленный автомобиль, участвовавший в съемках, хранится в запасниках музея.

 

Впрочем, здесь можно многое рассказать о каждом «железном коне», ведь все они были свидетелями того или иного исторического события. Но есть здесь и автомобили, которые знают многое из того, чего не знаем мы. Догадались, о каких машинах речь? Конечно, это знаменитые «ГАЗ-М1», «Эмки» - на таких ездили советские чиновники. Среди множества служебных машин умело маскировались автомобили из гаража госбезопасности - печально известные «Чёрные вороны». По ночам их можно было увидеть у подъездов московских домов. Те, кто попадал в цепкие когти «ворона», почти никогда не возвращались обратно...


Музей автомобилестроения ЗИЛ

 

Музей при Заводе имени Лихачёва появился ещё в середине прошлого века. Может быть, раньше у входа в него и стояли длинные очереди, но сейчас он популярностью не пользуется. Мало того, многие даже и не знают, что при ЗИЛе есть музей.


На двери висит объявление, в котором сообщается, что попасть внутрь можно только по предварительной договорённости. Но нам повезло: после нескольких нажатий на кнопку звонка на пороге появилась смотрительница, которая согласилась показать нам музей.

 

Честно говоря, я думала, что внутри гораздо просторнее. Все-таки это музей крупногабаритной техники, а не игрушек. Но «на всё про всё» выделено всего несколько комнат. Неудивительно, что вместо подлинной продукции ЗИЛа выставлены лишь её уменьшенные копии. Многочисленные документы и фотографии на стендах подробно рассказывают об истории завода. А пережил он, надо сказать, немало. Первый камень в фундамент будущего автомобильного завода - АМО - был заложен ещё в 1916 году. В октябре 1941 над ним нависла угроза уничтожения. Если бы запланированное тогда осуществили, завод навсегда исчез бы с лица земли. Но ЗИСу (ЗИЛом он стал только в 1956 году) удалось «выкарабкаться». И так было не единожды: десятки раз за свою 90-летнюю историю завод оказывался на грани закрытия...

 

В годы ВОВ с его конвейера начала сходить военная техника. Завод тогда работал только на армию, многими характеристиками автомобилей жертвовали в пользу боеприпасов и вооружения. А ЗИС-5В в целях экономии средств даже стал «одноглазым».


Велосипеды, автобусы, грузовики, вездеходы, лимузины - чего только ни выпускали на ЗИЛе в разные периоды советской и российской истории. После войны, например, завод переключился на... бытовую технику. ЗИЛ делал «микроволновки», и именно он по праву считается первым отечественным производителем холодильников. Им места в экспозиции хватило. Тут есть модели, знакомые всем с детства. Так и хочется выкрикнуть: «Да, да, вот такой и сейчас стоит у моей бабушки и, между прочим, до сих пор работает!» Но есть и весьма редкие экземпляры, например, холодильник с двумя створками. «Лимитед эдишн», - пояснила смотрительница.

 

Кроме автомобилей и всяческой техники на заводе сегодня выпускают, не поверите, колокола! ЗИЛ выиграл конкурс на отливку четырнадцати колоколов для Храма Христа Спасителя в Москве. Так что, когда будете поблизости, обратите внимание на звонницу собора.

 

В одном из залов музея вы увидите дверь, за которой вашему взору предстанет пыльная, заваленная всяким хламом лестница. А ведь когда-то она была парадной - главной лестницей завода. По ней каждый день поднимался в свой кабинет сам Лихачёв. Кстати, он (кабинет) сохранился и тоже входит в экспозицию. Правда, находится в некотором отдалении от основных залов музея. Так что, когда придёте на экскурсию, не забудьте напомнить гиду, чтобы показал и кабинет Лихачёва.

 

«Музей угона имени Юрия Деточкина»

 

Этот музей увековечил имя одного из любимейших советских киногероев - Юрия Деточкина. Назвать небольшую экспозицию музеем, конечно, сложно: скорее, это постоянная выставка, разместившаяся в одной небольшой комнате автосалона Lada Favorit. Тем не менее, скромный размер не мешает ей быть жутко любопытной. Создатели выставки собрали очень необычную коллекцию воровских инструментов и различных историй об угонах.


Взять хотя бы пневмогарпун, с помощью которого отключают от питания охранную систему, или зубило с крюком. А на стандартной металлической линейке угонщики сделали пропил для вскрытия дверей машины. На витрине вы увидите и обычный топор. Грабитель решил «не заморочиваться» и, пригрозив владельцу автомобиля, попросту приказал отдать ключи.

 

Угона боится, пожалуй, каждый автомобилист. И хотя дело это не очень приятное, но иногда и над ним можно посмеяться. В музее собрано несколько историй о самых глупых угонщиках. Например, однажды чернокожий американец пришёл в автосалон и хотел купить Jeep Cherokee, но кредит ему в банке не дали. Парень не растерялся и попросту угнал машину со стоянки автосалона. Однако угонщик оказался настолько наивным, что всего через месяц вернулся и попытался возвратить краденую машину по системе trade-in. Менеджеры, естественно, тут же его узнали, тем более что воришка даже не удосужился перебить номера.

 

В музее вы увидите поддельные номерные знаки и водительские удостоверения разных лет, узнаете о первом в истории угнанном автомобиле, о том, кто из знаменитостей лишался любимого «железного коня», и о том, как современные автомобилисты защищаются от воров. Самые находчивые устанавливают под педалью сцепления капкан, кто-то обматывает цепью руль, а некоторые «по старинке» возят в машине биту (правда, в музее это решение назвали «молодёжным вариантом»).


Каким-то образом на выставке оказались несколько моделей... поясов верности. Единственное объяснение: автомобилисты часто сравнивают машины с женщинами. А защищать и оберегать надо и тех, и других!

 

Конечно, в первую очередь необычный музей открыт для посетителей салона Lada Favorit. Но если вы вдруг будете проходить мимо, не поленитесь зайти! Очень познавательно, не зря же коллекция попала в «Книгу рекордов России».

 

Безусловно, это не все московские автомобильные музеи. Об остальных мы расскажем в следующий раз.

 

Текст: Анна Валиева
Фото: автора

 

Контакты

 

Ломаковский музей старинных автомобилей и мотоциклов
Адрес: м. «Люблино», ул. Краснодарская, землевладение у дома № 58
Телефон: (495) 356-79-95 (работает автоответчик)
Время работы: ежедневно с 11:00 до 19:00
Стоимость посещения: взрослые - 100 рублей, льготные категории граждан - 50 рублей.

 

Музей автомобилестроения ЗИЛ
Адрес: м. «Автозаводская», ул. Автозаводская, дом 23, корпус 5, 1 проходная
Телефоны: (495) 677-22-08, 677-96-20
Время работы: с 8:30 до 16:30, выходные: суббота и воскресенье
Стоимость посещения: бесплатно, но только по предварительной договорённости.

 

«Музей угона имени Юрия Деточкина»
Адрес: м. «Войковская», ул. Коптевская, дом 71, автосалон Lada Favorit
Телефон: (495) 786-25-25
Время работы: с 10:00 до 18:00, выходные: суббота и воскресенье
Стоимость посещения: бесплатно

27/10/2008




Тест-драйвы

Обзоры

Новости



 
Rambler's Top100

2006 - 2024 © «АВТОВИК.РУ» | E-Mail редакции: [email protected]
При использовании материалов сайта ссылка на «АВТОВИК.РУ» обязательна
ЭЛ № ФС77-24675 от 15 июня 2006 г. выдано федеральной службой по надзору за соблюдением
законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия
Сайт использует файлы cookie .
Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.