Наш журнал продолжает исследование качества топлива московских бензоколонок. В этот раз по просьбам читателей помимо теста 95-го бензина мы также провели анализ дизельного топлива. Из многочисленных отзывов было выбрано десять наиболее часто встречающихся колонок, которые и были исследованы.
Рады вам сообщить, что во втором тесте по качеству 95-го бензина безоговорочную победу одержал Лукойл на Олимпийском проспекте. Пока это единственная колонка, прошедшая испытания на отлично с полным соответствием европейским стандартам, - даже по малозначительному параметру «давление насыщенных паров», о котором мы умолчали в предыдущем исследовании. Все остальные АЗС превысили максимально допустимые значения массовой доли серы по европейским нормам, но остались в рамках российского ГОСТа. По содержанию смол на сто кубических сантиметров топлива снова все колонки вписались в наши и западные стандарты, но здесь появились два безусловных «рекордсмена» - МТК на улице Веткина и BP Молодежная, у которых было обнаружено по 4 и 3,6 миллиграмма этих веществ, соответственно.
Наименование показателей | Рос. норма (ГОСТ 51105-97) | Евро норма (EN 228) | ||||||
1 | Детонационная стойкость: | |||||||
Октановое число по исследовательскому методу, не менее | 95 | 95 | 96,1 | 96 | 96 | 95,5 | 95,8 | |
Октановое число по моторному методу, не менее | 85 | 85 | 85,8 | 85,9 | 85,5 | 85,6 | 85,3 | |
2 | Массовая концетрация свинца г на дм3, не более | 0,01 | - | отс. | отс. | отс. | отс. | отс. |
3 | Фракционный состав: | |||||||
Объём испарившегося бензина при температуре 70 гр.C, % | 15-45 | 20-48 (22-50)* | 23 | 23 | 23,5 | 21 | 22 | |
Объём испарившегося бензина при температуре 100 гр.C, % | 40-70 | 46-71 | 46 | 44,5 | 46 | 43 | 46 | |
Объём испарившегося бензина при температуре 180 гр.C, %, не менее | 85 | 95 | 93 | 95,5 | 94 | 94 | ||
Конец кипения бензина, гр.С, не выше | 215 | 210 | 200 | 203 | 204 | 204 | 201 | |
Остаток в колбе, %, не более | 2 | 2 | 1,3 | 1,2 | 1,2 | 1,2 | 1,1 | |
4 | Давление насыщенных паров, кПа | 45-80 | 45-60 (60-90)* | 59,2 | 72,8 | 59 | 66 | 70,5 |
5 | Массовая доля серы, %, не более | 0,05 | 0,001 | 0,0005 | 0,0011 | 0,0016 | 0,0019 | 0,0019 |
6 | Содержание механических примесей и воды | отс. | - | отс. | отс. | отс. | отс. | отс. |
7 | Плотность при температуре 15 гр.С, кг/м3 | 725-780 | 720-775 | 763,5 | 747,1 | 763 | 748,3 | 744,5 |
8 | Концетрация фактических смол, мг на 100 см3, не более | 5 | 5 | 2,0 | 3,6 | 1,6 | 0,4 | 0,8 |
9 | Объёмная доля бензола, %, не более | 5 | 1 | 0,5 | 0,6 | 0,5 | 0,7 | 0,6 |
10 | Испытание на медной пластинке | выд. | выд. | выд. | выд. | выд. | выд. | выд. |
11 | Индекс испаряемости, не более | 1000 | 1000 (1250) | 753 | 889 | 754,5 | 807 | 859 |
Наименование показателей | Рос. норма (ГОСТ 51105-97) | Евро норма (EN 228) | ||||||
1 | Детонационная стойкость: | |||||||
Октановое число по исследовательскому методу, не менее | 95 | 95 | 95,5 | 96 | 96,1 | 96 | 95,7 | |
Октановое число по моторному методу, не менее | 85 | 85 | 85,4 | 85,4 | 85,1 | 85 | 85,2 | |
2 | Массовая концетрация свинца г на дм3, не более | 0,01 | - | отс. | отс. | отс. | отс. | отс. |
3 | Фракционный состав: | |||||||
Объём испарившегося бензина при температуре 70 гр.C, % | 15-45 | 20-48 (22-50)* | 21 | 22 | 21 | 20 | 22 | |
Объём испарившегося бензина при температуре 100 гр.C, % | 40-70 | 46-71 | 46 | 45 | 40 | 40 | 49 | |
Объём испарившегося бензина при температуре 180 гр.C, %, не менее | 85 | 94 | 93 | 92,5 | 93 | 94 | ||
Конец кипения бензина, гр.С, не выше | 215 | 210 | 203 | 206 | 206 | 207 | 200 | |
Остаток в колбе, %, не более | 2 | 2 | 1,3 | 1,4 | 1,2 | 1,3 | 1,2 | |
4 | Давление насыщенных паров, кПа | 45-80 | 45-60 (60-90)* | 67 | 64,5 | 66,5 | 63 | 63,3 |
5 | Массовая доля серы, %, не более | 0,05 | 0,001 | 0,0021 | 0,0032 | 0,0041 | 0,0054 | 0,0057 |
6 | Содержание механических примесей и воды | отс. | - | отс. | отс. | отс. | отс. | отс. |
7 | Плотность при температуре 15 гр.С, кг/м3 | 725-780 | 720-775 | 746,7 | 761,1 | 760,6 | 762 | 756,8 |
8 | Концетрация фактических смол, мг на 100 см3, не более | 5 | 5 | 0,4 | 4,0 | 0,4 | 1,6 | 0,4 |
9 | Объёмная доля бензола, %, не более | 5 | 1 | 0,6 | 0,8 | 0,9 | 0,9 | 2,2 |
10 | Испытание на медной пластинке | выд. | выд. | выд. | выд. | выд. | выд. | выд. |
11 | Индекс испаряемости, не более | 1000 | 1000 (1250) | 817 | 799 | 812 | 770 | 787 |
Ни для кого не секрет, что качество солярки до сих пор оставляет желать лучшего. Именно поэтому многие производители по сей день опасаются выводить на российский рынок автомобили с современными дизельными двигателями, лишь некоторые недавно начали этот «эксперимент».
Стоит отметить, что наш ГОСТ отстал от европейского на пять лет и соответствует ЕВРО-3. Особенно сильно это сказывается на предельно допустимом содержании всё той же серы. Если по нашим стандартам топливо со всех заправок прошло испытания, то согласно последнему европейскому (EN590-2004 или ЕВРО-4) лишь на «ВР Кунцево» продаётся качественный дизель. Помимо серы, у одного из участников теста - «ТАТНЕФТЬ на Крылатском мосту» - обнаружили пониженное значение температуры вспышки в закрытом тигле. Это может привести к раннему воспламенению горючей смеси в цилиндре, что пагубным образом отразится на работе двигателя, а в исключительных случаях может привести к его поломке. К тому же, такое топливо отличается повышенной пожароопасностью.
Наименование показателей | Рос. норма (ГОСТ 52368-2005) (Euro 3) | Евро норма (EN 590-2004) (Euro 4) | ||||||
1 | Цетановый индекс, не менее: | 46 | 46 | 54 | 54 | 52 | 51 | 54 |
2 | Плотность при температуре 15 С, кг/м3 | 820-845 | - | 836.7 | 831,8 | 837 | 829,2 | 836,8 |
3 | Полициклических ароматических углеводородов, % (по массе), не более | 11 | 11 | - | - | - | - | - |
4 | Содержание серы, мг/кг; не более, для топлива вид I | 350 | 10 (50)* | 10 | 20 | 30 | 30 | 50 |
5 | Температура вспышки в закрытом тигле,гр.С, выше | 55 | 55 | 58 | 66 | 74 | 47 | 62 |
6 | Коксуемость 10%-го остатка разгонки, %,(по массе), не более | 0,30 | - | 0.06 | 0,01 | 0,04 | 0,009 | 0,06 |
7 | Зольность, % (по массе), не более | 0,01 | - | - | - | - | - | |
8 | Содержание воды, мг/кг, не более | 200 | отс. | отс. | отс. | отс. | отс. | |
9 | Общее загрязнение, мг/кг, не более | 24 | 0 | 8 | 0 | 0 | 0 | |
10 | Коррозия медной пластинки (3 часа при 50 гр.С), единицы по шкале | класс 1 | выд. | выд. | выд. | выд. | выд. | |
11 | Окислительная стабильность: общее количество осадка, г/м3 , не более | 25 | - | - | - | - | - | |
12 | Смазывающая способность: | |||||||
13 | Скорректированный диаметр пятна износа при 6 гр.С, мкм, не более | 460 | - | - | - | - | - | |
14 | Кинематическая вязкость при 40 гр.С, мм2/с | 2-4,5 | 3,06 | 2,81 | 3,16 | 2,73 | 3,11 | |
15 | Фракционный состав: | |||||||
при температуре 250 гр.С перегоняется, % (по объему), менее | 65 | 30 | 39 | 30 | 41 | 30 | ||
при температуре 350 гр.С перегоняется, % (по объему), не менее | 85 | 98 | 95 | 98 | 94 | 98 | ||
95%(по объему) перегоняется при температуре, гр.С, не выше | 360 | 341 | 350 | 339 | 354 | 341 | ||
16 | Содержание метиловых эфиров жирных кислот, % (по объему), не более | 5 | - | - | - | - | - | |
17 | Предельная температура фильтруемости, гр.С, не выше | минус 5 | - | - | - | - | - |
Наименование показателей | Рос. норма (ГОСТ 52368-2005) (Euro 3) | Евро норма (EN 590-2004) (Euro 4) | ||||||
1 | Цетановый индекс, не менее: | 46 | 46 | 56 | 52 | 51 | 49 | |
2 | Плотность при температуре 15 С, кг/м3 | 820-845 | - | 833,8 | 836,8 | 841 | 841 | |
3 | Полициклических ароматических углеводородов, % (по массе), не более | 11 | 11 | - | - | - | - | |
4 | Содержание серы, мг/кг; не более, для топлива вид I | 350 | 10 (50)* | 70 | 200 | 290 | 320 | |
5 | Температура вспышки в закрытом тигле,гр.С, выше | 55 | 55 | 66 | 55 | 77 | 74 | |
6 | Коксуемость 10%-го остатка разгонки, %,(по массе), не более | 0,30 | - | 0.03 | 0,009 | 0,008 | 0,03 | |
7 | Зольность, % (по массе), не более | 0,01 | - | - | - | - | ||
8 | Содержание воды, мг/кг, не более | 200 | отс. | отс. | отс. | отс. | ||
9 | Общее загрязнение, мг/кг, не более | 24 | 0 | 0 | 0 | 0 | ||
10 | Коррозия медной пластинки (3 часа при 50 гр.С), единицы по шкале | класс 1 | выд. | выд. | выд. | выд. | ||
11 | Окислительная стабильность: общее количество осадка, г/м3 , не более | 25 | - | - | - | - | ||
12 | Смазывающая способность: | |||||||
13 | Скорректированный диаметр пятна износа при 6 гр.С, мкм, не более | 460 | - | - | - | - | ||
14 | Кинематическая вязкость при 40 гр.С, мм2/с | 2-4,5 | 2,9 | 2,88 | 3,18 | 3,06 | ||
15 | Фракционный состав: | |||||||
при температуре 250 гр.С перегоняется, % (по объему), менее | 65 | 37 | 36 | 30 | 31 | |||
при температуре 350 гр.С перегоняется, % (по объему), не менее | 85 | 94 | 97 | 98 | 98 | |||
95%(по объему) перегоняется при температуре, гр.С, не выше | 360 | 356 | 345 | 338 | 347 | |||
16 | Содержание метиловых эфиров жирных кислот, % (по объему), не более | 5 | - | - | - | - | ||
17 | Предельная температура фильтруемости, гр.С, не выше | минус 5 | - | - | - | - |
Условные обозначения
* - в скобках приведены нормы при зимних условиях
выд. - выдерживает
отс. - отсутствует
Исследования качества топлива проводились в испытательной лаборатории автомобильных бензинов ООО «Лаборатория «ОНКо – ВНИИ НП» аттестат аккредитации № РОСС RU. 0001.22Hх87. Все желающие могут ознакомиться с копиями протоколов.